Наша история

Сама идея обращения к данной теме исследования является одновременно и результатом, и в значительной мере очередной вехой на моём пути освоения  современных веяний в развитии теории и практики  обучения и воспитания.

Поэтому я и решила представить здесь собственную попытку осмысления и обобщения актуальной темы инновационных педагогических подходов.

На странице представлены фрагменты из выступления на  научно-практической конференции  (Апрель 2010) и слайд-доклад (презентация в формате .pdf), прочитанный на педагогических чтениях (Август 2010)

В настоящее время педагогами–инноваторами применяется все более широкий спектр инновационных технологий — от «методологических» (на уровне педагогических теорий, концепций, подходов) и  «стратегических» (на уровне организационной формы взаимодействия) и до «тактических» (на уровне методики, формы и/или метода обучения, приема). Но при всем имеющемся разнообразии, одно или сразу несколько из приведенных четырех отличий обязательно присутствует и определяет  как совокупность преимуществ данной технологии, так и потенциальную область ее применения.

Выбор конкретной технологии зависит от педагогического опыта преподавателя. Опытный педагог может проанализировать и обобщить свою работу и работу коллег; он самостоятельно разрабатывает новые методы обучения, применяя свой творческий потенциал, а значит, может эффективно и грамотно использовать методологические и тактические технологии.

Начинающему преподавателю целесообразнее рекомендовать к применению тактические технологии, т. к. разработка отдельных тем курса дает возможность молодому преподавателю основательнее изучить содержание дисциплины, продумать разные варианты проведения учебных занятий по теме, различные формы заданий.

Некоторый опыт по реализации основополагающего принципа личностно-ориентированоого обучения и воспитания, при котором студент является активным субъектом и обучения, и личного развития, приобретает профессионально-актуальные качества и навыки, накопленном и в нашем колледже.

Работа по решению данной задачи ведется по нескольким направлениям. Это и театр-студия «Мы», Клуб «Интеллект», Учебно-сервисный центр «Шанс», каждый из которых создает разнообразные возможности для самореализации занимающихся в них студентов.

В этом же ряду функционирует и созданный в 2007 году студенческий Дискуссионный клуб, призванный в единстве учебного и воспитательного процессов создать условия как для интенсификации работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию студентов, расширению их кругозора, формированию социально-позитивной и активной жизненной позиции, так и с целью организации дополнительной площадки для приобретения и оттачивания студентами – будущими предпринимателями  профессионально необходимых умений и навыков ведения тематических дискуссий, грамотного и культурного отстаивания своих позиций и убеждений.

Проект "Студенческий дискуссионный клуб" - лауреат конкурса "За нравственный подвиг учителя"

В 2009 году данный проект был выдвинут администрацией Колледжа для участия во Всероссийском конкурсе работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью до 20 лет  «За нравственный подвиг учителя», проводимый Московским Патриархатом  Русской Православной Церкви и Министерством  образования и науки Российской Федерации, и занял 1 место в Центральном федеральном округе в номинации «Лучший инновационный проект».

Начав свою работу с, несложных обсуждений просмотренных фильмов и театральных постановок, со временем участники Клуба приобрели необходимые базовые навыки и опыт для того, чтобы принимать участие в подготовке и проведении сложных во всех отношениях дискуссий и дебатов.

Одним из первых в этом ряду стало заседание Клуба «Студенты против наркотиков», сценарий и материалы к которому готовили уже сами студенты.

Таким образом, на данном этапе были реализованы три из четырех основных отличия инновационного подхода. А по результатам с блеском проведенного студентами-ведущими (спикерами) заседания был составлен фотоотчёт,  работа над которым стала для некоторых студентов первым опытом с прикладными компьютерными программами.

Еще более сложной подготовки потребовало заседание, тему которого также выбрали сами участники Клуба, — обсуждение проблемы «Успех и успешность».

С самого начала возникли серьезные опасения, что далеко не все готовы к серьезному разговору при такой постановке вопроса. Это мнение нашло свое подтверждение, когда актив клуба проанализировал содержание творческих работ на заглавную тему, написанных студентами в рамках заданий по литературе, русскому языку и культуре речи.

Не очень радостные результаты предварительного тестирования, конечно же,  не привели к отмене заседания, но побудили провести дополнительную подготовительную работу.  Со студентами был проведен цикл специальных занятий, на которых были рассмотрены различные точки зрения на успех. При обсуждении использовались книга С.Ю. Ключникова  «Фактор успеха», материалы с православного информационного сайта «Православие и мир» (http://www.pravmir.ru/), других сайтов и форумов.

Активом клуба были подготовлены подборка высказываний и пословиц, посвященных успеху, и специальный опросный лист, работа над которым помогла многим студентам лучше разобраться в сути и нюансах обсуждаемой темы.

В этом заседании вместе со студентами приняли живое участие также преподаватели и представители администрации Колледжа.

По результатам именно этого заседания было принято решение о введении в рамках дополнительного образования в число предметов, изучаемых студентами по выбору, курса «Теоретические основы, культура и практика ведения тематических дискуссий». Изучать курс выразили желание 30 студентов.

А на следующем этапе было решено сосредоточить внимание на проведении тематических заседаний «Литературной  гостиной». По общему пожеланию участников клуба «выбор пал» на творчество Владимира Семеновича Высоцкого.

Участниками клуба была поставлена композиция по мотивам книги Марины Влади «Владимир – прерванный полет» с использованием видео —  и аудиозаписей выступлений артиста. Свои любимые стихи читали студенты, участвовавшие в постановке. Естественно, ими же осуществлялась и вся подготовительная работа со сценарием,  с использованием компьютерных технологий, звукоусилительной аппаратуры, запись композиции на видеокамеру.

По многочисленным просьбам преподавателей и студентов колледжа постановочная литературно-музыкальная  часть заседания была повторно представлена на сцене актового зала.

Администрация колледжа уделяет пристальное внимание работе клуба. Весной 2009 года кабинет литературы, где проходит большинство мероприятий, был оснащен компьютером, интерактивной доской, мощным стереофоническим аудиоусилителем. Еще ранее для кабинета были приобретены телевизор, DVD-видеоплеер, CD-плеер.

Идея Дискуссионного клуба хорошо прижилась среди студентов 1-2 курсов, заняв достойное место в ряду мероприятий, обеспечивающих расширение возможностей, связанных с использованием потенциала инновационных технологий в подготовке будущих специалистов, стала хорошим дополнением к учебному процессу  в приобретении студентами профессионально необходимых качеств и навыков. Участвуя в работе Клуба и в подготовке к его заседаниям, двигаясь от простого участия к исполнению сложных функций по организации и ведению заседаний, многие студенты заметно развились как личности и значительно улучшили успеваемость.

Вот ряд мнений преподавателей и студентов Колледжа, высказанных ими  по поводу роли и значения Дискуссионного клуба.

Преподаватель химии, председатель ПЦК общеобразовательных дисциплин Осипова Т.А.

«Дискуссионный Клуб — уникальный вид общественной деятельности, коммуникации и обсуждения, принципиально отличающийся от всех остальных. Участникам каждой встречи за круглым столом приходится не только высказаться по заранее заданной теме, но и стараться совместно найти выход из сложной ситуации, которая тревожит умы наших современников. Путь к истине труден и тернист, но она рождается, как известно, только в споре.

Дискуссионный клуб предполагает выражение собственного мнения по какой-либо проблеме, объявленной темой заседания. Любое мнение актуально, если оно подкреплено знаниями определённых фактов, помогающих построить и утвердить собственную точку зрения.

К работе дискуссионного клуба привлекаются неравнодушные, ищущие, творчески настроенные студенты, не боящиеся высказывать свою точку зрения. Опытные преподаватель, ведущий заседания клуба, всегда готов оказать помощь и содействие студентам, научить их аргументировано формулировать свою точку зрения, оппонировать, отстаивать своё мнение, т.е. прививает навыки публичных выступлений, которые так необходимы государственным и муниципальным служащим».

Преподаватель истории Фролова Н.Т.

«Дискуссионный Клуб- это лучший путь для оттачивания мастерства владения словом, которое сейчас особенно ценно.

Как известно, в современном мире власть слова трудно переоценить. Эту идею лучше всех выразил Наполеон Бонапарт «Чего не добьюсь мечом, того добьюсь пером». Именно поэтому Дискуссионный Клуб представляет собой столь популярную и захватывающую игру, которая в первую очередь очень зрелищная, во вторую — интеллектуальная, и в третью – развивающая.

Практика решения злободневных и самых острых вопросов повседневности методом «мозгового штурма» или обсуждения за круглым столом, широко распространена. Всем знакома практика заседаний парламентов различных государств. Участие в Дискуссионном Клубе — лучший способ приблизиться к этой атмосфере  и процессу решения самых сложных вопросов.

Дискуссионный клуб — это прекрасный способ углубить свои знания во всех вопросах, в которых обязан разбираться современный человек, желающий ориентироваться в запутанном лабиринте происходящих в обществе процессов».

Из ответов на вопрос

«Что дает студенту участие в дискуссионном клубе?».

«Участник любого заседания дискуссионного клуба получает возможность выразить своё мнение, тем самым, быть задействованным в работе круглого стола на равных с другими студентами, преподавателями и гостями».  Студентка гр.122 Бакарасова Нина.

«Знания и умения, полученные в процессе работы клуба, помогают оперативному пониманию ситуации, активизируют процесс обмена информацией, позволяют получить универсальные навыки её накопления и аналитической обработки, которые обязательно пригодятся при приеме на работу, и  в общении. А те, кто рассчитывает связать свою жизнь с работой в системе управления, имеет возможность расширить кругозор, увидеть другие, порой оригинальные взгляды на обыденные события и процессы». Студентка гр.122 Базаева Настя.

«Возможности образовательной программы всё-таки ограничены, и не способны охватить все сферы знания.

Дискуссионный клуб, в силу организационной специфики, имеет более широкий потенциал, поэтому является перспективной и вполне состоятельной в интеллектуальном плане организацией.

Сегодня средства массовой информации пытаются стать выразителями плюрализма мнений, при этом избегая обобщений, конкретных формулировок, нестандартных оценок, хотя в большинстве случаев таковые необходимы для целостного понимания  жизни.

Дискуссия же нацеливается на более или менее чёткое выражение позиций, приближаясь к объективным мнениям». Студент гр.121 Юрзин Алексей.

Из выступления студентки гр.142 Фефиловой Елены на городской научно-практической конференции «Молодой специалист на рынке труда» 27.01.2011 года. Секция «Проектно-экспериментальная деятельность студентов». Тема: «Дискуссионный клуб и Литературная гостиная – проект-эксперимент по духовно-нравственному воспитанию личности будущего специалиста» (Видеофрагмент)