О проекте

Объект эксперимента

Исследуются:

  • практика применения активных методов продуктивного усвоения студентами знаний материала курса (метод проблемного изложения, эвристический   и  исследовательский методы)
  • эффективность и целесообразность применения различных современных методов актуализации полученных студентами знаний (деловых игр, тематических диспутов, тренингов)
  • доступность для студентов предложенных материалов и объема курса
  • практика использования интернет-технологий в учебной и исследовательской деятельности.

На основании данных, полученных в результате исследований, предполагается разработать, поэтапно апробировать и внедрить  в  учебный процесс  в рамках деятельности Учебно-сервисного центра для развития предпринимательской активности обучающихся и работающей молодежи авторскую программу факультативного курса – семинара «Общая культура поведения, деловой протокол и бизнес-этикет в современном предпринимательстве».

Предмет эксперимента

Предполагается получение новых знаний:

  • об эффективности и целесообразности применения различных активных методов обучения и продуктивного усвоения студентами знаний и материала курса, позволяющих произвести сравнительный анализ и осознанный выбор форм организации проведения занятий для конкретных тем курса с целью максимального сокращения времени на изучение предложенного материала
  • о доступности для студентов объема учебного материала курса в рамках  отводимого для его изучения учебного времени
  • о возможностях использования студентами дистанционного доступа к материалам  курса и их участия в обсуждении как самого учебного материала, так и эксперимента в целом посредством организации тематического сайта.

Цель эксперимента

Ожидаемые результаты работы:

  • авторская программа факультативного курса–семинара «Общая культура поведения, деловой протокол и бизнес-этикет в современном предпринимательстве»
  • рабочая тетрадь по материалу курса
  • компьютерная программа – тренажер/экзаменатор по материалу курса
  • методические рекомендации для преподавателей курса
  • база видео–данных о мероприятиях, проводимых в ходе реализации эксперимента, материалы обсуждений в тематическом форуме.

В ходе проведения эксперимента планируется  разработка и поэтапное апробирование:

  • комплектов проблемных заданий по темам курса для подготовки студентов к проведению семинарских занятий, с последующим включением их в рабочую тетрадь
  • планов-сценариев деловых игр, тематических диспутов  и тренингов по темам курса
  • комплектов контрольных заданий–тестов по темам курса, с последующим включением их в рабочую тетрадь и компьютерную программу– тренажер/экзаменатор
  • рабочей тетради по материалу курса
  • компьютерной программы  тренажера/экзаменатора по материалу курса.

Все перечисленные материалы могут быть использованы другими преподавателями, как для самостоятельного преподавания в рамках заглавного курса, так и для подготовки к реализации межпредметных связей в рамках преподавания иных предметов профессионального, гуманитарного и общеобразовательного циклов.

Задачи

Для достижения цели эксперимента необходимо:

  • разработать и утвердить примерную программу экспериментального курса
  • определить количество учебного времени, отводимого на его изучение
  • проанализировать и распределить программу курса на группы по наличию однотипных признаков с точки зрения подачи материала и его усваиваемости студентами
  • спланировать и провести ряд занятий с применением различных форм организации учебной деятельности студентов по темам каждой из выделенных групп
  • разработать детальные планы – сценарии уроков (деловых игр, диспутов, тренингов и т.п.) с использованием наиболее удачных форм организации занятий,  выявленных в ходе эксперимента
  • обобщить тестовые материалы, использованные в ходе эксперимента, и на их основе разработать рабочую тетрадь по курсу
  • на основе материала рабочей тетради и компьютерной программы-экзаменатора создать тематический тренажер-экзаменатор по курсу дисциплины
  • обобщить и опубликовать результаты эксперимента

Гипотеза

В связи с тем, что изучение курса предполагается в факультативной форме студентами, выразившими пожелание посвятить себя предпринимательской деятельности, наиболее остро встают вопросы  дефицита необходимого для этого учебного времени и высокой загруженности студентов изучением обязательного программного материала. В ходе реализации эксперимента предполагается проверить возможность интенсификации процесса изучения материала данного курса за счет применения различных инновационных подходов к выбору форм и методов организации занятий и самоподготовки студентов, а также за счет использования в ходе изучения материала курса возможностей компьютерных и Интернет-технологий.

Предполагается, что материал курса можно разбить на группы по наличию однотипных признаков с точки зрения подачи материала и его усваиваемости студентами.

При этом изначально очевидно, что реальный материал курса вступает в противоречие с типичными представлениями о практике и значении вопросов делового протокола и бизнес-этикета в современной студенческой среде.

На этой особенности содержания курса и предполагается построить стратегию и тактику интенсификации изучения курса за счет выбора максимально активных форм проведения учебных занятий.

Предполагается, что некоторые из тем, включенных в программу, вызовут интуитивное неприятие у некоторых студентов, что может послужить отправной точкой для проведения занятия в форме тематической дискуссии. Оппонирующей стороной может выступить группа студентов, предварительно получившая от преподавателя  специально подготовленные материалы по данной теме.

Ряд вопросов делового протокола и бизнес-этикета носят ярко выраженный ситуационный и вариативный характер – т.е. предполагают знание студентами принципов и правил поведения в разнообразных типичных ситуациях, встречающихся в практике современного предпринимателя. Для изучения такого материала наиболее подойдет использование метода организации деловых игр и тренингов.

И наконец, следующая группа тем объединяет вопросы, требующие точного и конкретного знания  ряда общепринятых традиций, правил поведения, условностей, ограничений и т.д. Для интенсивного усвоения этих знаний предполагается использование тематических тестов в тренажерном режиме как на учебных занятиях, так и через предоставление студентам удаленного доступа через Интернет к тестовым материалам в любое удобное для них время.

Предполагается, что ряд предложенных мер и нововведений позволит студентам усвоить содержащиеся в курсе дисциплины знания в необходимом для практического использования в их профессиональной деятельности объеме и в сравнительно короткое время.

Диагностический инструментарий

Анкеты, тесты, обратная связь через возможности тематического Интернет-сайта. Ведение архива тестирования в рамках использования возможностей специализированной компьютерной программы.

Сроки эксперимента

Начало эксперимента  – январь 2010 года.

Завершение эксперимента – декабрь 2012 года.

Комментарии запрещены.