Отчеты о работе

Отчет   по   экспериментальной   работе преподавателя ГОУ СПО КП №15 Волковой И.В.

(май 2011 года)

В первом семестре 2010-11 учебного года работа по реализации экспериментально-исследовательского проекта «Разработка, апробация и внедрение в  учебный процесс авторской программы факультативного курса-семинара «Общая культура поведения, деловой протокол и бизнес-этикет в современном предпринимательстве» проводилась в соответствии с общим Планом эксперимента, промежуточными выводами, сделанными по результатам первого года эксперимента, а также  с учетом мероприятий, проводимых в Колледже.
Так, в соответствии с промежуточными выводами, основное внимание было направлено на организацию, наполнение и опытную эксплуатацию специализированного сайта проекта – как основной площадки для проведения заключительных этапов продолжающегося эксперимента.
Официальное открытие сайта было приурочено к проведению на базе нашего колледжа студенческой научно-практической конференции учреждений профессионального образования Москвы «Молодой специалист на рынке труда».
На сайте было размещено приветствие членов экспериментальной группы участникам конференции, об открытии, целях и задачах сайта участниками проекта Сандуловой Марией и Макаровой Оксаной было сделано сообщение на секции, посвященной использованию современных информационных технологий.
Всего участники экспериментальной группы выступили в трех секциях. Все выступления были посвящены тематике эксперимента. Так, Зуева Тамара сделала доклад «Бизнес-этикет как одна из составляющих имиджа будущего специалиста» на секции «Коммуникативная культура», а Фефилова Елена
по теме  «Дискуссионный клуб и Литературная гостиная – проект-эксперимент по духовно-нравственному воспитанию личности будущего специалиста» на секции «Проектно-экспериментальная деятельность студентов».
Тексты докладов Сандуловой Марии и Зуевой Тамары были размещены на сайте в разделе «Новости проекта», а выступление Фефиловой Елены было использовано при создании раздела «Наша история».
В течение отчетного периода сайт пополнился возможностью использования видеозаписей. Были смонтированы и размещены на сайте первые ролики с записью занятий экспериментальной группы.


Конечно, представленные ролики ни по своим техническим качествам, ни по методической ценности заснятого материала не претендуют на данном этапе на  оригинальность. Скорее их ценность – сугубо субъективная, для членов экспериментальной группы,  и «летописная», как фиксация одного из этапов нашего эксперимента. Надеемся, что по мере освоения нами техники видеозаписи на более поздних этапах эксперимента мы сможем использовать данную возможность для создания качественных роликов по тематике делового общения и бизнес-этикета.

В ближайшее время также будет реализована возможность дистанционного общения участников эксперимента в закрытом разделе сайта.

Необходимость создания такого раздела продиктована следующим рядом  соображений.
1.    В ходе эксперимента выявилось очевидное противоречие между уровнем развития общих представлений обучающихся о реалиях современного предпринимательства и содержанием изучаемого курса. Отталкиваясь от содержания заполнивших экраны фильмов и телепередач, подавляющего большинства современных литературных произведений, господствующих в обществе представлений, студентам их будущая предпринимательская деятельность представляется скорее как череда посещений ночных клубов и туристических вояжей, перемежающихся то криминальными разборками, то любовными приключениями, но отнюдь не кропотливым ежедневным трудом, направленным с одной стороны на достижение поставленных целей, а с другой – на постоянное собственное профессиональное и личное совершенствование. Особенно это характерно для студентов первого-второго  курсов. И как следствие проблематика курса в мировоззрении большинства студентов как бы вообще «не существует в природе».
В то же время мышление молодых людей достаточно гибко для того, чтобы  без лишних предрассудков и сопротивления перестроиться и вместить новую информацию, если она будет достаточно внятно и подробно ситуативно объяснена и обоснована.
Таким образом возникает логичное желание использовать возможности, предоставляемые наличием в «арсенале» нашего эксперимента самостоятельного и полноценного интернет-сайта – разместить на нем в необходимом количестве специально подобранные преподавателем материалы, как  содержащие изложение тех или иных разделов программного материала, так и иллюстрирующие на конкретных жизненных ситуациях необходимость для будущих специалистов профессионально разбираться в данных, на их сегодняшний взгляд — «тонкостях».
Подобные материалы можно без особого труда разыскать в Интернете. Однако у самих студентов явно не хватит ни времени, ни навыка, ни мотивации в подобном поиске.
2.    Более того, сама идея размещения на публичном сайте чужих – написанных другими авторами учебных и художественно-публицистических материалов вступает в противоречие с господствующей в Интернете и обществе тенденцией защиты авторских и смежных им прав. Очевидно, что сама необходимость получения разрешения автора на публикацию на сайте принадлежащих ему материалов делает саму идею в большинстве случаев практически нереализуемой.
Имея в виду то, что наш сайт имеет исключительно образовательную направленность, предназначен для организации условий проведения конкретного учебно-методического эксперимента в конкретной группе студенческой молодежи, что в нем отсутствует не только какие бы то ни было коммерческие, но также и рекламные аспекты, характерные для большинства сайтов в современном Интернете, считаю использование на сайте найденных в сети материалов для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач более, чем оправданным и с методической и с моральной точки зрения. А чтобы вообще не вводить в искушение потерявших чувство реальности поборников буквального и неукоснительного соблюдения авторских прав мы будем размещать необходимые нам для работы материалы, ссылки на них и т.д. в отдельном разделе с доступом в него только для зарегистрированных участников.
«Внешняя» же – открытая часть сайта будет, как и прежде,  посвящена  организационным моментам эксперимента, обобщению его опыта, достижений участников, методологических и иных выводов, полученных  при его проведении.
3.    Введение на сайте закрытого раздела создает условия для решения на данном «узком участке» еще одной немаловажной для сегодняшней педагогической практики проблемы.
Широко известно, что наряду с неоценимой пользой, которую привнес Интернет в решение проблемы доступности для студентов практически любых необходимых им материалов, он же привнес и искушение найти и скачать готовую учебную или творческую работу также практически любой тематики. Многие преподаватели на основе данного факта склонны считать влияние Интернета на учебный процесс скорее отрицательным.
Мне же представляется, что этот момент зачастую неоправданно преувеличен. Если преподаватель не в состоянии отличить скачанную работу от написанной, и поэтому боится поставить студенту не заслуженную тем оценку,  то это, скорее всего, говорит о его собственной недостаточной квалификации. Использование же на этапе обучения чужих произведений в качестве образцов для подражания на протяжении всей истории являлось весьма распространенным и продуктивным явлением. И в ранних произведениях Пушкина внимательные исследователи находят многочисленные заимствования сюжетных линий и поворотов, и явные стилевые подражания. Широко известно, что практически никто из художников не стал серьезным мастером, не пройдя серьезную школу, копируя максимально приближенно к оригиналу произведения более ранних мастеров. Поэтому мне представляется, что написание студентами собственных творческих работ с упором и использованием качественных работ, скачанных из Интернета, скорее не зло, а наоборот – новая возможность, предоставляемая преподавателям современной жизнью, и позволяющая в значительной степени интенсифицировать и сделать более продуктивным сам учебный процесс. Нужно только правильно оценить данную возможность и научиться её использовать.
В силу же приведенных во 2-м пункте соображений реализовать данную возможность представляется благоразумным именно в закрытом  разделе.
4.    И последним соображением, подвигающим к организации закрытого раздела, явилось то, что безотносительно публичный характер информации, размещенной в открытом доступе на сайте является не всегда уместным как в текущей практике образовательного процесса, так и с воспитательной точки зрения. Представляется, что будет вполне разумно и полезно размещать таким образом информацию о достижениях и успехах студентов – участников эксперимента, и убрать из открытого доступа текущую работу, осуществляемую в режиме «преподаватель – студент».

Промежуточные выводы:

На основании вышеприведенных соображений считаю целесообразным:
- продолжить работу по реализации общего Плана эксперимента с учетом обстоятельств, выявленных в его ходе (сравнить доступность и усваиваемость предлагаемого для изучения материала для студентов  старших курсов);
- сосредоточить внимание на организации и наполнении программными материалами дистанционного (закрытого) раздела сайта;
- продолжить совершенствование структуры, дизайна и функциональности сайта.
В связи с актуальностью и значимостью поставленных перед экспериментальной группой задач и учитывая положительные промежуточные результаты  рассмотреть вопрос о продлении сроков эксперимента.

Отчет   по   экспериментальной   работе преподавателя ГОУ СПО КП №15 Волковой И.В.

(декабрь 2010)

В первом полугодии  2010-11 учебного года эксперименально-исследовательская работа  по реализации проекта  «Разработка, апробация и внедрение в  учебный процесс авторской программы факультативного курса – семинара «Общая культура поведения, деловой протокол и бизнес-этикет в современном предпринимательстве» проводилась согласно утвержденного плана.

Основное внимание было сосредоточено на проверке гипотезы эксперимента и  апробации:

  • практики применения различных активных методов продуктивного усвоения студентами знаний материала курса
  • эффективности и целесообразности применения различных современных методов актуализации полученных студентами знаний (деловых игр, тематических диспутов, тренингов)
  • доступности для студентов предложенных материалов и объема курса
  • практики использования интернет-технологий в учебной и исследовательской деятельности.

Была разработана  примерная  программа экспериментального курса.

Приступая к работе по разработке программы нашего факультативного курса-семинара, мы исходили из того, что многие вопросы массового обучения основам делового протокола и бизнес-этикета на  разных образовательных уровнях – от среднего профессионального образования и до высшей школы – до настоящего времени являются предметом педагогического новаторства и эксперимента.

В то же время, на уровне  повышения квалификации  бизнес-персонала существует множество предложений проведения курсовой и индивидуальной подготовки по  вопросам, являющимся предметом нашего исследования. Поэтому в начале своей работы  мы выбрали  за основу  программу семинара «Деловой протокол и бизнес-этикет», предназначенную для секретарей и помощников руководителей, специалистов по продажам и переговорам, коммерческих директоров и руководителей компаний, опубликованную на сайте одного из признанных лидеров в этом направлении  Moscow Bussines School, взяв её в качестве  примерного  тематического плана, как составной части  будущей полноценной программы.

Одной из целей, которые мы ставим в ходе нашего эксперимента, является исследование доступности для студентов колледжа, включенного в проект программы материала, выяснение скорости его усвоения, а также опробация различных путей интенсификации учебного процесса. Поэтому мы отдаем себе отчет в том, что в результате нашей работы и данный тематический план  неминуемо претерпит значительные изменения. Но, тем не менее, считаем возможным и оправданным «замахнуться» и на такой объём, рассматривая его как «программу-максимум».

Всего было спланировано и проведено 8 занятий с применением различных форм организации учебной деятельности студентов  -  6 занятий во втором полугодии  прошлого, и 2 занятия в этом учебном году.

Первое – шестое занятия были посвящены апробации следующих форм:

  • Традиционный урок-лекция с активным привлечением студентов к процессу объяснения учебного материала через тематические доклады и презентации (2 занятия)
  • Просмотр учебного фильма с последующим обсуждением  его содержания (1 занятие)

 

  • Разбор тренингов по различным ситуациям делового общения и непосредственным проведением самих тренингов под руководством преподавателя (3 занятия)

В первом полугодии 2010-11 учебного года было проведено 2 занятия.

Первое было посвящено включению в работу экспериментально-исследовательской группы студентов 1-го  курса.

Студенты 2-го курса объяснили первокурсникам, что дало им участие в занятиях по изучению правил общения, делового протокола и бизнес-этикета. Также был обсужден порядок дальнейшей работы в новом учебном году.

Второе занятие было подготовлено и проведено студентами второго курса, выступившими на нем в роли тренеров.  Под их руководством студенты первого курса участвовали в тренингах по приобретению навыков поведения при знакомстве, представлении  и общении на первом этапе знакомства.

На трех занятиях проводилась видеосъёмка.

Промежуточные выводы:

Занятия, построенные по традиционной методике, при изучении заглавной темы эксперимента способны дать хороший и устойчивый результат.  Возможно, что это объясняется тем, что студенты находятся в комфортной и привычной для них учебной среде, а сама тема определяет их повышенный интерес и мотивацию.

Однако следует отметить, что при использовании данного подхода знания студентов имеют отчетливую «теоретическую» окрашенность – студенты четко усваивают «как» себя следует вести в тех или иных ситуациях, но испытывают затруднения в реализации приобретенных знаний на практике.

Навыки же, приобретенные студентами в ходе участия в тематических тренингах, носят более устойчивый характер и без труда используются ими в сходных жизненных ситуациях.

Поэтому на следующем этапе эксперимента решено сосредоточить усилия на разработке комплекса тренингов, включающего в себя наиболее типичные ситуации, в которые может попасть выпускник колледжа — начинающий предприниматель и  снять эти тренинги,  а также их разбор на видео.

В связи с тем, что изучение курса происходит в факультативной форме студентами, выразившими пожелание посвятить себя предпринимательской деятельности, наиболее остро встают вопросы  дефицита необходимого для этого учебного времени и высокой загруженности студентов изучением обязательного программного материала.

Для того, чтобы не загружать студентов 2-го курса сверх предусмотренного учебными планами времени, решено вынести изучение ими теоретического материала в режим дистанционного обучения.

Для этого в течение последних месяцев была проведена подготовительная работа по организации специального, предназначенного исключительно для реализации данной цели  учебного сайта.

В настоящее время зарегистрирован кириллический домен бизнесэтикет.рф, который размещен на хостинге Мастерхост. На локальном хостинге идет работа по верстке, оформлению и  наполнению материалом самого сайта. На конец 2010 года работы выполнены на 80%. В середине января 2011 года подготовленные материалы будут перенесены на внешний хостинг и сайт начнет функционировать в экспериментальном режиме.

Данному этапу планируется посвятить ближайшие полгода, в течение которых опробовать его возможности в вопросах подготовки студентов к занятиям, а также реальность использования прямых трансляций с занятий, осуществляющихся на сайте для дистанционного в них участия.

Презентация по итогам первых заседаний